расшифровка SAE
Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:
0W– масло пригодно к использованию при морозах до -35-30 град. С
5W– масло пригодно к использованию при морозах до -30-25 град. С
10W– масло пригодно к использованию при морозах до -25-20 град. С
15W– масло пригодно к использованию при морозах до -20-15 град. С
20W– масло пригодно к использованию при морозах до -15-10 град. С
Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:
30 – масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С
40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С
50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С
60 масло пригодно к использованию при жаре до +50 град. С и выше
Чем меньше цифра – тем «жиже» масло, чем больше цифра – тем оно более густое. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары.
Первая цифра обеспечивает "жижесть" масла при холодном пуске, т.е. 0W остается достаточно жидкой для пуска двигателя при температуре до -30...-35 и т.д.
Вторая обеспечивает "жижесть" на горячий двигатель, 5W-30 отличается от 5W-40, тем что при заданной температуре (для 5W-30 это +20...+25, а 5W-40 это +35...+40) масло НЕ слишком ЖИДКОЕ и полностью НЕ стекает со стенок при ПУСКЕ двигателя.
Рабочие же температуры двигателя намного выше указанных температур, поэтому правильнее в дополнение к индексу SAE смотреть допуск производителя (пример, VW 504-505), как я понимаю допуск производителя означает наличие НУЖНЫХ присадок в маслу, для определенного типа двигателя.
Если хочется больше теории то поисковик в помощь, например
https://www.drive2.ru/l/2056117/В изношенные двигатели часто льют густое масло, например 20W60, оно обеспечивает "толстую" масленую плёнку, в следствии чего увеличивается компрессия в цилиндрах (как минимум при проверке компрессии при продаже...), если же не собираетесь обманывать покупашку, можно лить масло чуть гуще, тем самым компенсировать износ деталей, но тут начинается всякая ерунда. Например в двигатели с VVT-i, по убеждениям некоторых людей лить более густое масло нельзя, ибо оно (VVT-i) перестаёт нормально работать, т.к. изменение угла сдвига фаз газораспределения происходить с помощью натяжителя цепи VVT-i, а более густое масло не дает правильно работать (а может забивает каналы) натяжителю цепи...
А придерживаюсь мнения, что масло надо
подбирать по допуску производителя с учетом температуры эксплуатации (SAE).
Беру себя в пример:
Машина ездит из теплого гаража в теплый (работа-дом-работа), мне не требуется масло 0W, т.к. пусков при минус 35 я не планирую
Если брать в пример Новосибирск, где нет общей практики теплых гаражей и машины ночуют на открытом воздухе (а бывает и до -30С опускается градусник), то им на зиму просто необходимо 0W
Про лето молчу, отклонение в этом параметре, по мне, логично только в жарких странах.
Инженер - человек, способный взять теорию и приделать к ней колеса.